Почему машины не делают из нержавейки

Нержавеющий металлопрокат используют повсеместно — трудно назвать отрасль промышленности, где бы не применялись отличные эксплуатационные характеристики различных марок такой стали. Востребован металл и в автомобилестроении, но только для изготовления отдельных деталей и агрегатов. Но почему бы не сделать весь кузов из такого материала? Ведь так можно раз и навсегда решить извечную проблему образования ржавчины и получить практически вечного «железного коня». В смысле нержавеющего. Поменял со временем мотор и другие компоненты силового блока — и ездишь дальше. На практике изготовленный из нержавеющих листов кузов прослужит гораздо дольше, чем стальной.

Но есть причины, почему производители автомобилей не используют такой металл в массовом производстве. Конечно, свою роль играет и то обстоятельство, что практически «вечный» кузов не слишком выгоден владельцам и работникам подобных предприятий. Ведь новые машины тогда действительно покупали бы реже. А это привело бы к сокращению объемов производства, уменьшению прибыльности такого бизнеса и значительному сокращению рабочих мест. Однако главными факторами, тормозящими массовое применение нержавейки в автопроме, выступают вовсе не жадность владельцев автомобильных заводов и забота о занятости работающего на них персонала.

Хотя на самом деле машины из нержавейки выпускались

И это действительно так. Но подобные автомобили не были серийными и служили больше демонстрацией возможностей и рекламой производителям. В США в 1935 году Ford и металлургическая компания Allegheny решили продемонстрировать всему миру выдающиеся характеристики, как выразились маркетологи, магического сплава. В течение года они совместными усилиями изготовили 6 автомобилей с нержавеющими кузовами, которые были представлены в 1936 году. Что интересно, это были полностью пригодные к эксплуатации машины. В итоге пробег каждой из них составил более 300 000 километров. А возили такие нержавеющие автомобили руководителей металлургического гиганта. 4 образца до сих пор сохранились, а 3 из них были проданы с аукциона осенью прошлого, 2020 года.

Ford продолжил эксперименты с нержавейкой и впоследствии выпустил еще 5 машин. Три их них были кабриолетами образца 1967 года. Все они выставлены в разных музеях как образцы нестандартного подхода к материалам изготовления автомобилей. Однако самым известным примером использования нержавеющей стали является поистине легендарная модель DeLorean DMC-12. Думается, все помнят машину главных героев с открывающимися наверх дверцами из нашумевшего в свое время фильма «Назад в будущее»? Правда, необходимо сделать существенную оговорку — из нержавейки были сделаны только внешние панели, а раму изготовили из композитных соединений. Ну и, конечно, стоит упомянуть о первом в истории Tesla пикапе Cybertruck с кузовом из супер прочной нержавеющей стали. По словам Илона Маска металл способен выдержать выстрелы пулями калибра девять миллиметров. В силовом блоке автомобиля также использована холоднокатаная нержавейка.

Но вот о массовом производстве нержавеющих машин речь пока не идет. Сейчас расскажем почему так происходит.

Три причины, почему автомобили не производят из нержавейки

Дело в том, что нержавеющая сталь действительно обладает выдающимися антикоррозионными свойствами. Однако у такого материала есть и недостатки, останавливающие ее массовое использование именно в автомобилестроении. Нержавейка по сравнению с другими видами стали:

  1. Стоит значительно дороже, обрабатывать ее также сложнее — в итоге автомобиль будет иметь слишком высокий ценник. Поэтому купить его смогут только весьма обеспеченные поклонники оригинальных технических решений.

  2. Менее прочная — такой кузов будет не настолько надежным.

  3. Слишком тяжелая — автомобиль из нержавейки не сможет «похвастаться» хорошей динамикой.

Так что в реальности мечту о нержавеющем кузове придется отложить до того времени, когда подешевеют композитные материалы — тот же карбон. Ведь ему также не страшна разрушительная сила коррозии.

20 просмотров