Реклама

Интервью с представителем еврейской общины в Каховке Анной Сенив

Наш край богат представителями разных национальных меньшинств, которые в то или иное время заселили просторы Херсонщины. На сегодняшний день большинство из них представлены общинами, которые компактно расселены по всей нашей области. К примеру, в Белозерском районе проживает огромное количество представителей турецко-месхетинской общины (с. Миролюбовка). В Бериславском районе – немецко-шведская община (с. Змеевка) и др.
Наш город также является родным домом для одной из общин – еврейской. Из истории родного края известно, что во второй половине XIX века Каховку начинают заселять еврейские поселенцы. Чуть позже в городе действовало пять синагог, главная из которых находилась на площади возле нынешней Школы искусств.
Журналист «КН» пообщался с одним из представителей еврейской общины в Каховке — Анной Иосифовной Сенив (девичья фамилия Фербер). Женщина поделилась своими воспоминаниями, рассказала об истории возникновений еврейской общины, а также поведала о праздниках и традициях еврейского народа.

 

— Здравствуйте, Анна Иосифовна. Расскажите немного о себе.
— Родилась я в 1943 году в Ставропольском крае. Шла война, поэтому мои родители эвакуировались из Каховки.
Вначале был Дагестан, потом Ставропольский край, а потом город Талгар, недалеко от Алма-Аты в Казахстане.
И лишь в 1951 году семья вернулась в Каховку. С тех пор я живу здесь.
— Что представляет собой еврейская община в Каховке?
— Община была основана в 1998 году. Первым руководителем ее был покойный Григорий Дубовский. Сейчас ею руководит Яков Спиваковский, а я выступаю в роли куратора. Община насчитывает 50 человек, большинство из которых — люди пенсионного возраста.
Нашими покровителями является херсонский Благотворительный еврейский центр «Хесет Шмуэль».
— Чем занимается ваша община?
— В принципе, мы стараемся как можно чаще встречаться друг с другом. Два раза в месяц собираемся в теплых домах, где общаемся, отмечаем разные события и т.д.
Я раньше тоже собирала у себя в доме членов общины. Теперь же собираю их раз в месяц в кафе «Огонек» на Светлово.
— А что такое «теплый дом»?
— Теплый дом — это специальное место, где живет сама хозяйка, которая приглашает десять человек с общины. Там они встречаются друг с другом. Общаются, отмечают какие-то определенные семейные даты и так далее. В Каховке существуют два таких дома. Особенность в том, что хозяйки этих домов готовят блюда только из тех продуктов, которые доставляют посланцы с «Хесет Шмуэля».

 

— А на каком языке общаются внутри общины?
— На русском. Дело в том, что, например, я не знаю иврита. Правда, моя мама его понимала, но не могла разговаривать на нем. А вот отец – знал. Но меня не учил.
— Почему?
— Да как-то не принято было это раньше.
— А вы были в Израиле?
— Нет, не была. Там живут мои родственники со своими семьями. Но меня туда не тянет. Я прожила всю жизнь в Каховке. А что мне там делать?

 

— Анна Иосифовна, расскажите о еврейских праздниках? В чем их особенность?
— Новый год у нас начинается в сентябре. Во время его празднования на столе должны быть обязательно яблоки, мед и гранат. Это для того, чтобы год был сладким и добрым. Сейчас у евреев 5777 год.
Также осенью отмечается праздник урожая «Сукот». Особенность его в том, что он празднуется в специальном шалаше, который накрыт камышом. Этот праздник мы едем отмечать в Херсон.
В декабре у евреев — «Ханука». Она для нас — праздник света и тепла. В этот день, на столах горят миноры – специальные праздничные свечи.
Празднуют евреи и свою особенную Пасху – «Песах». Ее главными атрибутами являются: маца, соленая вода, которая символизирует женские слезы, и горькая зелень – капуста, лук, хрен, символизирующая людскую горечь. Естественно, вся пища должна быть кошерной. Никаких жиров и свинины.
Обычно большие праздники мы празднуем в центре «Хесет Шмуэль». Если празднуем в Каховке, то нам из Херсона посланцы с благотворительного центра привозят продукты и все, что нужно для празднования. Например, в прошлом году к нам на праздник приезжали сыновья раввина, которые сами готовили блюда, никого не подпуская. Я только убирала и мыла посуду.
— А какая еще особенность есть у евреев?
— Помимо всего прочего, во время празднования различных праздников и не только, мужчины и женщины сидят отдельно за столами в разных комнатах.

 

— На Ваш взгляд, в чем смысл существования Каховской еврейской общины?
— Смысл существования в том, чтобы мы, потомки наших предков, не забывали, кто мы есть. Я чистокровная еврейка и никогда не стыдилась этого.
Наша сила в том, что мы все дружные. Каждый друг другу помогает. У нас есть своя касса взаимопомощи — «цдака». В случае чего, мы всегда ею пользуемся.
— И к завершению нашего разговора, Анна Иосифовна, скажите, есть ли праздники, которые украинцы и евреи могут отмечать вместе?
— Считаю, что День памяти жертв Голокоста и 9 Мая — это как раз те праздники, которое стоит отмечать всем нам вместе. Ведь победа над нацизмом – это для нас больше, чем просто победа.

Беседовал Олег Терещенко